Воскресенье, 24.09.2017, 08:05Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта


Объявления






Форма входа






Поиск


Главная   »  На привале   »   Охотничьи картины на I выставке передвижников
22:25
Охотничьи картины на I выставке передвижников

И. Крамской «На тяге»

Среди объявлений отдела хроники «Санкт-Петербургских ведомостей» от 28 ноября 1871 г. было напечатано следующее:

«Товарищество передвижных художественных выставок открывает в зале императорской Академии художеств с 29-го ноября, в понедельник, выставку картин с платой по понедельникам 1 руб., а в остальные дни недели по 20 коп. за вход.

Выставка состоит из произведений следующих художников: В. Ф. Аммона, С. Н. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф, Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина».

Перечисленные художники вошли в историю русского искусства под именем «передвижников», то есть членов прогрессивного российского демократического объединения — Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

Выставка сразу же привлекла внимание общественности, широко освещалась в периодической печати. Не замедлил откликнуться на это событие критик В. В. Стасов, выступивший на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей»:

«...Несмотря на едва полусотенный состав выставки, она важнее и интереснее многих других, состоявших, бывало, в прежние времена, из сотен и, пожалуй, тысяч нумеров. Здесь нет того сора и хлама, каким по большей части бывают раздуты выставки до цифр очень значительных. Здесь все только вещи или действительно отличные, или хорошие, или, на самый худой конец, — недурные и удовлетворительные...»

Сделаем небольшое отступление, напомнив читателям об истории ТПХВ. Мысль о создании независимого сообщества российских художников, несущих искусство в широкие народные массы, впервые возникла у Г. Г. Мясоедова. Его горячо поддержали московские художники В. Г. Перов, И. М. Прянишников и А. К. Саврасов. Помог наладить связь с Петербургом, и в первую очередь с И. Н. Крамским, возглавлявшим в то время артель художников, Н. Н. Ге. В 1869 г. был составлен проект, а 2 ноября 1870 г. окончательно утверждён Устав Товарищества, объединившего передовых русских художников той поры. Он гласил:

«Товарищество имеет целью устройство с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений...»

За время существования ТПХВ (1870—1923 гг.) было организовано 48 выставок, демонстрировавшихся в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Казани, Орле, Одессе и других городах страны.

Но вернемся к 1-ой выставке, о которой говорил весь Петербург. «Порожняки» И. Прянишникова, «Грачи прилетели» A. Саврасова, «Рыболов» В. Перова, «Русалки» И. Крамского и другие картины вызвали небывалый интерес у широкой публики. Гвоздем этого великолепного смотра произведений лучших художников России было полотно Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

«Ге царит решительно, — читаем мы в письме И. Крамского художнику Ф. Васильеву. — На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление. Затем Перов, и даже называют Вашего покорного слугу...»

Среди жанровых картин две были посвящены охотничьей теме. Это — «Охотники на привале» В. Перова, о которых B. Стасов сказал, что «г. Перов ни в одной картине своей не возвышался до такой гоголевской силы правды и юмора... его «Привал охотников» — высшая из всех картин до сих пор им написанных...». Картину приобрёл в свою коллекцию П. М. Третьяков. И «На тяге» И. Крамского. Об этой картине «Петербургский листок» писал: «В этом произведении, как и в «Рыболове» г. Перова, вся задача сосредоточена на выражении лица охотника, поджидающего дичь...»

Действительно, в картине «На тяге» главное — лицо молодого охотника. Искусствоведы сделали вывод, что натурой Крамскому послужил его знакомый — Николай Бодаревский. Подтверждением этому служат письма художника, а также имеющиеся фотографические портреты Бодаревского. Николай Корнилиевич Бодаревский (1850—1921) был в то время учеником Академии художеств, впоследствии стал членом ТПХВ (1884 г.), а в 1908 г. получил звание академика.

Картина «Охотники на привале» хранится в Третьяковской галерее, «На тяге» — в коллекции Государственного художественного музея Белорусской ССР.

Завершая рассказ о I выставке ТПХВ, следует сказать, что после Петербурга картины, сопровождаемые Перовым и Мясоедовым, были показаны в Москве, Киеве и Харькове. Выставка получила массу восторженных откликов, её посетило более тридцати тысяч человек. Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, приветствуя начинание передовых художников России, выступил на страницах редактируемого им журнала «Отечественные записки»:

«Нынешний год ознаменовался замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали Товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребённые в галереях и музеях частных лиц, сделаются достоянием для всех обывателей Российской империи вообще. Искусство перестаёт быть секретом, перестаёт отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признаёт право судить о совершённых им подвигах».

А. ДОМОГАТСКИЙ

Раздел: На привале | Просмотров: 1101 |
Copyright HuntHouse.ru © 2017 |