Понедельник, 25.09.2017, 12:57Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта


Объявления






Форма входа






Поиск


Главная   »  Дискуссии   »   Причины низкой продуктивности (окончание)
02:32
Причины низкой продуктивности (окончание)

Детальная регламентация норм, сроков и способов охоты, планирование «сверху» мероприятий по обогащению фауны и повышению производительности угодий сейчас только связывают инициативу охотпользователей и уменьшают их заинтересованность в интенсификации охотничьего хозяйства. Достаточно сказать, что планирование норм добычи, разрешение или запрещение добычи отдельных видов животных осуществляются в разрезе областей. Отдельное охотничье хозяйство за счёт вложения средств в биотехнию, жёсткой охраны своих угодий и других мероприятий может добиться обилия дичи или сбережения её запасов в годы тяжёлых зимовок. Однако плодов своего труда оно не пожнёт. Какими бы ни были его успехи, нормативы добычи животных и сроки открытия охоты будут ему спущены на среднеобластном уровне.

Таковы три причины, определяющие низкую интенсивность нашего охотничьего хозяйства. Отсюда и три направления к повышению указанной интенсивности. Первое из них — поддержание численности объектов охоты на уровне, соответствующем естественной ёмкости угодий, следовательно, категорический отказ от стремления к безграничному наращиванию поголовья дичи за счёт ограничения охотпользования или интенсификации биотехнии. Претворение в жизнь принципа, по которому деятельность охотничьего хозяйства оценивается не только высокой численностью в нём животных, но и хорошим состоянием и интенсивными темпами воспроизводства их поголовья, допускающими максимальные размеры охотхозяйственного использования.

Второе направление — наведение порядка в деле учёта численности охотничьих животных. Мы должны, наконец, отработать и использовать надёжные методы выявления ресурсов фауны, располагать достоверными данными о численности животных и в соответствии с ними планировать полное и рациональное использование их.

Третий путь — предоставление организованным охотпользователям гораздо больше самостоятельности в деле регулирования норм, сроков и способов охоты, а также в планировании тех или иных видов биотехнического воздействия. В первом приближении изменения в формах управления отраслью должны, по-видимому, предусматривать следующее.

Для каждого организованного охотничьего хозяйства устанавливается минимальная численность основных видов охотничьих животных, соответствующая естественной ёмкости угодий, закреплённой за хозяйством территории. Эта численность не может быть выше (но может быть ниже) фактического количества животных, имеющегося в хозяйстве.

За сохранение численности объектов охоты на этом уровне охотпользователь несёт полную ответственность и, исходя из этой же численности, обеспечивает сдачу государству определённой нормы охотничьей продукции (мяса диких животных, пушнины и т. д.). В случае, если из-за чрезмерной эксплуатации или других нарушений охотпользователь допустит снижение численности животных ниже предусмотренного уровня, с него взимается штраф за нанесение ущерба государственному охотничьему фонду.

Контроль за сохранением численности охотничьих животных на предусмотренном уровне и за выполнением планов сдачи государству продукции охоты осуществляет государственная охотничья инспекция.

При соблюдении указанных правил охотпользователю предоставляется полное право самостоятельно регулировать сроки, способы, нормы охоты и проведение биотехнических мероприятий. Если охотпользователь сумеет увеличить численность объектов охоты или повысить темпы их воспроизводства, он получает возможность увеличивать нормы добычи дичи, повышать пропускную способность хозяйства и использовать дополнительную продукцию в своих нуждах.

Понятно, что эта схема крайне приблизительна и требует детальной и тщательной разработки. Но не вызывает сомнений то, что не заинтересовав охотпользователей в интенсификации охотничьего хозяйства, мы эту интенсификацию не повысим.

Указанная необходимость подтверждается ещё одним доводом. При централизованном нормировании охоты мы всегда безнадёжно запаздываем с установлением и доведением до мест разрешённых нормативов добычи. Получение, обобщение, анализ данных учётов численности животных, как известно, требуют немалого времени. Работа эта зачастую не успевает завершиться к моменту, когда нужно отсылать на места планы добычи на текущий год. Планирование поэтому базируется на прошлогодних данных, что никак не способствует качеству этих планов. В то же время отдельные охотничьи хозяйства сразу же, определив запасы дичи на закреплённых за ними территориях, могли бы оперативно строить на них планирование добычи животных.

Я. РУСАНОВ,
заведующий лабораторией лесной
фауны и недревесной продукции леса
ВНИИЛМ, доктор биологических наук



Раздел: Дискуссии | Просмотров: 622 |
Copyright HuntHouse.ru © 2017 |