Суббота, 23.09.2017, 17:30Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта


Объявления






Форма входа






Поиск


Главная   »  Литературный отдел   »   Время высокого мастерства (окончание)
19:44
Время высокого мастерства (окончание)

Было присуще и в пору его писательской молодости, в пору «Ласковых женщин» и «Кушаверо», хотя самые тяжкие, самые страшные подчас человеческие драмы и растворялись порой во всепобеждающем авторском лиризме, всепобеждающем чувстве упоенности жизнью, и уж тем паче присуще это качество Г. Семёнову зрелому — автору повестей «Сладок твой мед», «Уличные фонари», романа «Вольная натаска». При этом Г. Семёнов все так же остался лириком, все так же в прозе его звучит та полная прелести и очарования высокая лирическая нота, что будоражит душу, наполняет её высокой щемящей печалью, звенит в ней чистой, прозрачной музыкой, но это уже не тот всерастворяющий, всепобеждающий лиризм, взгляду прозаика прибавилось мужественной жесткости и суровой трезвости, и вот в «Вольной натаске», всю её вроде бы посвятив рассказу о сугубо личных, замкнуто-семейных делах, переживаниях, драмах героев, он вдруг кончает повествование внешне совершенно не связанным с основными событиями романа нарочито информационным куском с рассказом о событиях большого, самого большого — охватывающего весь земной шар — мира. И столько ещё в этом мире боли, страданий, трагедий, что достигнутое героями романа гармоническое равновесие между бурями мира и их собственной судьбой — это лишь островок тишины, их личный, маленький, а за то, чтобы он превратился в континент, в гармонию всеобщую и всемирную — предстоит ещё бороться и бороться.

Учителями Г. Семёнова были прекрасные русские писатели: И. Бунин, К. Паустовский, М. Пришвин, несомненна его близость таким значительным современным писателям, как Ю. Нагибин, Ю. Казаков. Но при этом Г. Семенов отнюдь не похож ни на Ю. Нагибина, ни на Ю. Казакова и отнюдь не идёт по тропам, проложенным К. Паустовским и М. Пришвиным. Георгий Семёнов — совершенно самостоятельное явление в современной русской литературе. Тут для сравнения уместно вспомнить о тех его рассказах, о тех эпизодах из его повестей и романа «Вольная натаска», где он пишет охоту. При всей высокой поэтизации этого дела нигде он, между тем, не пишет его ради лишь этой поэтизации, — человек ему прежде всего важен. Человек в таком деле, которое может быть одновременно и поэзией, и убийством и оттого является для писателя как бы мерилом нравственной крепости, нравственной высоты человека.

Говорят, значительность писателя зависит от значительности его личности, Я полагаю, что это соответствует действительности. Однако человек несовершенен, и внутренний мир, питающий творчество писателя, далеко не всегда может соотноситься с внешним его обликом напрямую, он может быть так далеко «упакован», так спрятан, что до него не доберёшься, не достучишься, он может так «обманывать» своими внешними проявлениями, что порою, случается, и усомнишься: в самом ли деле закон соответствия так уж непреложен.

Но в ком этот закон на виду, подтверждается буквально на каждом, как говорится, шагу, — это в Георгии Семенове. Я познакомился с ним, когда он был автором уже многих любимых мною рассказов и нескольких повестей, и через несколько минут общения с ним у меня возникло чувство, будто я знаю его давным-давно, знаю хорошо и давным-давно люблю — так внутреннее в нём было близко к поверхности, так они сливались в одно целое — Георгий Семенов-писатель и Георгий Семенов-человек. В его глазах, в улыбке, в общем выражении его лица, в интонациях, с которыми он говорил, была та же, знакомая мне по его прозе, крепкая ясность, душевная чистота и огромная, всеохватывающая доброта к миру.

Пятьдесят — это совсем немного, писательские пятьдесят — это обычные человеческие сорок, время самой зрелой зрелости, время вершинного расцвета мастерства и зоркости взгляда, и, отмечая пятидесятилетие Г. Семенова, мы вправе ждать от него новых и новых прекрасных, как бы высвеченных изнутри светом его обаяния рассказов, повестей и романов. Достало бы только, как говорится, здоровья и сил.

АНАТОЛИЙ КУРЧАТКИН



Раздел: Литературный отдел | Просмотров: 558 |
Copyright HuntHouse.ru © 2017 |